Доктор искусствоведения И.И. Никольская Кандидат искусствоведения Н.Ю. Плотникова Кандидат искусствоведения Д.Ю. Храмов
Публикуемое исследование - первая книга, целиком посвященная творчеству Г.П. Дмитриева. Известный композитор и крупный музыкально-общественный деятель, Заслуженный деятель искусства России Георгий Дмитриев - автор множества ярких произведений самых разных музыкальных жанров, сложившийся за последние 25 лет как выдающийся мастер хорового письма. В пяти главах монографии рассматриваются его индивидуальный композиторский почерк, образный строй, выразительные средства и оригинальные концепции светских и духовных опусов, написанных на глубокие художественно-поэтические, церковно-канонические и житийные тексты. Одновременно с эволюцией хорового стиля композитора за последнюю четверть века, как показано в книге, сложилось и окрепло его тесное творческое содружество с выдающимся дирижером, профессором В.С. Поповым и возглавляемыми им хоровыми коллективами Академии хорового искусства. Благодаря этому на редкость результативному и удачному музыкальному альянсу были впервые исполнены более 15 крупных циклических произведений Дмитриева, большая часть которых записана на компакт-дисках. В итоге появилась возможность снабдить книгу не только нотными и фотоиллюстрациями, но и реально звучащей музыкой в виде диска с записью сочинений, ставших частицей современной хоровой классики (ПРИЛОЖЕНИЕ - MP3-диск). Талантливо озвученные исполнительские интерпретации станут приятным сюрпризом и ценным дополнением для заинтересованного читателя из числа не только музыкантов, но и любителей певческого искусства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора .........................................................................................................................................5 Вслушайтесь в гармонию хора! (Вместо предисловия) .....................................................7 Введение ........................................................................................................................................10
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА ....................................................................................31 Глава первая. Произведения исторической тематики .....................................................32
Глава вторая. Светские хоровые циклы ................................................................................93
«Песни безвременья» ...................................................................................................97 «Четыре стихотворения Иннокентия Анненского» ...............................................110 «Апостол правды» ..........................................................................................................121 «Ясный свет» ...................................................................................................................126 «Священные знаки» ......................................................................................................134 «Братские песни» ...........................................................................................................143 «Шесть хоров на стихи русских поэтов» ....................................................................146
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА ....................................................................................155 Глава третья. Произведения на церковно-канонические тексты ..................................157
Всенощное бдение .........................................................................................................158 Messe in D .........................................................................................................................176 «Завещание Николая Васильевича Гоголя» ..........................................................192
Глава четвертая. Песнопения святым ...................................................................................208
Глава пятая. Опера-оратория «Святитель Ермоген» .......................................................268
Особенности сюжета и литературной основы ........................................................270 Композиция, жанр, драматургия ................................................................................273 Музыкально-выразительные средства, образы, стиль ........................................279
Заключение ...................................................................................................................................308 Литература .....................................................................................................................................317 Приложение I: Сведения о хоровых произведениях Г. Дмитриева (основной список) ............................................................................................319 Приложение II: Дискография ....................................................................................................331 Содержание прилагаемого МРЗ диска «Хоровое творчество Георгия Дмитриева» ................................................334 Об авторе книги ............................................................................................................................338